Версия для слабовидящих
Размер шрифта: Цветовая схема: Показывать изображения:

Искать

Дополнительная информация

Образовательные стандарты

• Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»

• Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

• Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»

Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

1) единство образовательного пространства РФ;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Стандарт представляет собой три группы требований, это требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

Согласно Закону, Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения. Фактически это означает, что именно требования стандарта должны быть положены в основу требований к оценке подготовки обучающихся. И, тем самым, именно требования стандартов могут быть положены в основу оценки качества образовательной деятельности в образовательной организации.

В 1-3 классах реализуется федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) (Зарегистрирован в Минюст России от 22 декабря 2009 г. N 15785, утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») В 4 классе реализуется Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования (утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089) В 5 - 9 классах реализуется Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089) В 10 - 11 классах реализуется Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089)

Федеральные нормативные документы по ФГОС НОО

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования"

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /fgos_noo34.rar

1. Ответы Министерства образования и науки Российской Федерации на вопросы по различным аспектам введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС)

Уважаемые родители!

С 1 сентября 2011 года наша школа перешла на ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Стандарт включает в себя требования:

к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают "общеучебные умения", "общие способы

деятельности", "надпредметные действия" и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальныхучебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях(ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма "Формирование ИКТ компетентности обучающихся". Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, осоивших основную образовательную программу начального общего образования:·

- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной

научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах "выпускник научится…", что является группой обязательных требований, и "выпускник получит возможностьнаучиться …", не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример:

Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии,видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения.

Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты "Я и мое имя", "Моя семья", совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Могут ли родители принимать участие в формировании ООП?

Да. В новом стандарте закреплено то, что 20% ООП формируется участниками образовательного процесса, а значит, и родителями. Процедура участия должна быть прописана локальным документом школы, например, при делегировании таких полномочий Управляющему Совету школы Положением о Совете. Также стандарт разрешает формирование индивидуальных учебных планов для учащихся, прежде всего для одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Формирование таких учебных планов происходит с участием родителей и учащихся.

Изменяться ли учебники для начальной школы?

Да, содержание учебников изменено в соответствии с новыми требованиями к результатам. Но наименование учебных комплектов для начальной школы осталось прежним: «Гармония», «Начальная школа XI века», «Перспектива», «Школа 2000», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Планета знаний», «Школа России» и др. Ежегодно рекомендованный перечень УМК для начальной школы утверждается приказом Министерства образования и науки РФ. Выбор УМК из числа рекомендованных осуществляет школа. К таким относятся «Начальная школа XI века», «Перспектива», «Школа 2000», «Школа России».

Что представляет собой учебно-методический комплекс (УМК)?

УМК – это совокупность учебно-методических материалов и программно-технических средств, способствующих эффективному освоению учащимися учебного материала, входящего в учебную программу предметного курса. Иными словами, УМК представляет собой совокупность составляющих: учебников, методических рекомендаций для учителя, рабочих и проверочных тетрадей, может быть, материалов на цифровых носителях и т. д.

Какие образовательные системы, приняты государством?

Сейчас наши ученики 1-ой ступени образования занимаются в рамках какой-то одной государственной системы. Всего существует три системы образования, принятые государством:

– традиционная начальная система;

– развивающая система Л. В. Занкова;

– развивающая система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

В трех системах начального образования интенсивно развивается вариативность образовательных программ и учебно-методических комплексов. В силу того, что учителю сложно смоделировать свой комплект учебников, авторскими коллективами разных издательств были разработаны целостные модели образования, которые обеспечиваются комплектами учебников по всем предметам с 1 по 4 классы. Каждаямодель начального образования построена на единых психолого-педагогических

концептуальных основах. Содержание предметов в этих моделях выстраивается в единой логике, которой соответствует методический аппарат всех учебников. В настоящее время к целостным моделям относятся:

– УМК «Начальная школа XXI века» (научный руководитель, профессор Н.Ф. Виноградова) соответсует ФГОС;

– УМК «Перспектива» соответсует ФГОС;

– «Школа 2100» (научный руководитель академик А. А. Леонтьев) соответсует ФГОС;

– УМК «Школа России» (научный руководитель А.А. Плешаков) соответсует ФГОС;

– УМК «Планета знаний» (под редакцией И.А. Петровой);

– УМК «Гармония» (научный руководитель, профессор Н.Б. Истомина);

– УМК «Классическая начальная школа» (научный руководитель, профессор Т. Г. Рамзаева);

– УМК «Перспективная начальная школа» (научный руководитель, профессор Р.Г. Чуракова)

– УМК развивающей системы Л.В. Занкова;

– УМК развивающей системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Сколько дополнительных занятий (кружков, секций) может посещать мой ребенок?

Выбор внеурочных занятий, предлагаемых школой, и их количество осуществляет родитель. Однако не следует забывать о возможной перегрузке ребенка. Психологи рекомендуют не более 2-3 занятий в неделю сверх общей программы обучения.

Предусматривает ли новый стандарт увеличение или уменьшение количества учебных часов в начальной школе?

Общее количество учебных занятий не изменилось и не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов за 4 года обучения в зависимости от продолжительности учебной недели в школе (5-ти или 6-тидневка). Количество часов в неделю увеличилось до 21 часа за счетдобавления еще 1 урока физкультуры (с 1 сентября 2011 года обязательны 3 урока физкультуры). Это зафиксировано новыми санитарными правилами и нормами (СанПиН) от 3 марта 2011 года.

Для чего проводятся тестирования в первом классе?

Тестирование в первых классах не проводится. Также не существует «миниЕГЭ», которые сейчас существуют в продаже ни для первых, ни для каких классов начальной школы. В школе проводятся мониторинговые исследования. Они носят диагностический характер. Цель проведения – не проверка знаний и способностей вашего ребенка, а измерение уровня готовности к обучению (проводится в некоторых школах в начале учебного года) и уровня усвоения учебного материала, уровня овладения универсальными учебными действиями (проводится во всех школах в конце первого класса). Данные, полученные в ходе исследований, позволяют обеспечить своевременное оказание педагогической помощи каждому ученику, при необходимости изменить организацию обучения, внести корректировки в учебные программы как на уровне школы, так и на уровне региона в целом.