Страничка психолога
- Подробности
- Опубликовано 10.12.2021 10:53
Конспект родительского собрания для 9 класса.
Тема «Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам»
Цели: познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации; проанализировать подготовленность детей к предстоящим экзаменам; дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к выпускным экзаменам.
Форма проведения: семинар-практикум.
Участники: родители учащихся 9 класса, классный руководитель.
План проведения:
1. Выступление классного руководителя с анализом успеваемости обучающихся.
2. Методические рекомендации учителей-предметников.
3. Выступление педагога-психолога.
4. Итоги «Стресс-теста».
5. Практическая работа.
6. Решение родительского собрания.
Подготовительная работа:
1. Анализ успеваемости учащихся класса по четвертям (полугодиям/ семестрам).
2. Изучение мнения учителей-предметников по вопросу успеваемости по отдельным предметам.
3. Проведение «Стресс-теста» с обучающимися.
«Стресс-тест» для обучающихся
Учащимся накануне собрания предлагают прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними, используя следующую шкалу:
1 - почти никогда; 2 - редко; 3 - часто; 4 - почти всегда.
Утверждения:
1. Меня редко раздражают мелочи.
2. Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
3. Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
4. Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
5. Не переношу критики, выхожу из себя.
6. Если в транспорте меня толкнут, то отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
7. Все свое свободное время чем-нибудь занят.
8. На встречу всегда прихожу заранее, не опаздываю.
9. Не умею выслушивать, вставляю реплики.
10. Страдаю отсутствием аппетита.
11. Беспричинно бываю беспокоен.
12. По утрам чувствую себя плохо.
13. Чувствую себя уставшим, плохо сплю, не могу отключиться.
14. Даже после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
15. Думаю, что сердце у меня не в порядке.
16. У меня бывают боли в спине и шее.
17. Я барабаню пальцами по столу, а когда сижу, покачиваю ногой.
18. Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
19. Думаю, что я лучше многих.
20. Не соблюдаю диету, вес постоянно колеблется.
Шкала оценки:
30 баллов и меньше.
Вы живете спокойно и разумно, успеваете справиться с проблемами, которые возникают. Вы не страдаете ни ложным честолюбием, ни чрезмерной скромностью. (Эти люди часто видят себя в розовом свете.)
31-45 баллов.
Ваша жизнь наполнена деятельностью и напряжением, вы страдаете от стресса как в положительном смысле этого слова (то есть у Вас есть стремление чего-нибудь достигать), так и в отрицательном. По всей видимости, Вы не измените образа жизни, но оставьте немного времени и для себя.
46-60 баллов.
Ваша жизнь - беспрестанная борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Для Вас важно мнение других, и это держит Вас в состоянии стресса. Если будете продолжать в том же духе, то многого добьетесь, но вряд ли это доставит Вам радость. Избегайте лишних споров, усмиряйте свой гнев, вызванный мелочами. Не пытайтесь добиваться всегда максимального результата. Время от времени давайте себе полную передышку.
61 балл и больше.
Вы живете как водитель машины, который одновременно жмет на газ и на тормоз. Поменяйте образ жизни! Стресс, которому Вы подвержены, угрожает и здоровью, и Вашему будущему.
4. Изготавливаются памятки.
Памятка
Уважаемые папы и мамы!
Для Вас и Ваших детей наступила ответственная и волнующая пора - время сдачи государственных экзаменов. От того, насколько серьезно Вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия Вашего ребенка в экзаменационном марафоне.
• Создайте в своем доме уютную и теплую рабочую атмосферу.
• Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период экзаменов.
• Учтите в расписании 15-20-минутные перерывы после часа работы.
• Соблюдайте режим питания в это ответственное время.
• Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.
• Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к Вам за помощью или советом.
• Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.
• Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:
- вовремя его разбудить;
- приготовить одежду, соответствующую торжественности случая;
- положить необходимые учебные принадлежности;
- пожелать ему удачи и успехов.
Оформление. На доске записаны высказывания: «Стресс - это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете» (Г. Селье); «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать и находить правильный выход». (Д. Карнеги.)
Ход собрания
1. Выступление классного руководителя.
Учитель сообщает повестку дня, знакомит с порядком проведения собрания, рассказывает о правилах проведения итоговой аттестации.
- Уважаемые родители! Для Вас и Ваших детей наступает ответственная и волнующая пора - время сдачи первых государственных экзаменов. От того, насколько серьезно Вы к ним отнесетесь, во многом зависит результат аттестации Вашего ребенка. Наша с Вами задача - помочь ребенку пройти этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы. И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников. «Экзамен» переводится с латинского как «испытание». Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации. Главное условие успешной сдачи ОГЭ - это разработка индивидуальных способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Успешность сдачи экзамена во многом зависит от того, насколько знакомы Вы и дети со специфической процедурой экзамена. Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку. Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ОГЭ включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.
Отличие ОГЭ от традиционного экзамена состоит в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.
Классный руководитель проводит анализ успеваемости учащихся класса по четвертям (полугодиям/семестрам).
2. Выступления учителей-предметников с рекомендациями по подготовке к экзаменам.
Если учителя-предметники могут принять участие в собрании, то они в нем участвуют. Если по каким-то причинам они прийти не могут, то передают классному руководителю свои рекомендации, а он знакомит родителей с ними.
3. Выступление педагога-психолога.
- Что такое стресс? Существует следующее определение стресса: «Стресс (от англ, перегрузка) - реакция организма на раздражающие факторы, проявляющаяся в виде органических, физиологических, нервно-психических расстройств».
Все мы разные, и реакции на стресс у нас тоже разные. Самое главное - приучить себя прислушиваться к стрессовым сигналам организма.
Экзамены - это необходимый этап перед вступлением во взрослую жизнь. Для одних это проходит безболезненно, для других является первым серьезным испытанием, часто имеющим негативную, травмирующую окраску. Но симптомы стресса имеют и те и другие.
Признаки стресса можно разделить на три категории: физические, эмоциональные и поведенческие.
Физические признаки:
Бессонница.
Головные боли.
Запоры.
Понос.
Частое мочеиспускание.
Усиление сердцебиения.
Боли в животе.
Тошнота или рвота.
Потеря аппетита или постоянное чувство голода.
Нарушение менструального цикла.
Сыпь на теле.
Кожный зуд.
Эмоциональные признаки:
Импульсивное поведение.
Пониженное настроение.
Гнев.
Нарушение памяти и концентрации внимания.
Беспокойный сон (кошмары).
Необоснованная агрессивность.
Раздражительность, частые слезы.
Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей.
Импульсивное, непредсказуемое поведение.
Поведенческие признаки:
Кручение волос.
Кусание ногтей.
Потеря интереса к внешнему облику.
Наморщивание лба.
Скрежетание зубами.
Пронзительный нервный смех.
Усиленное курение.
Чрезмерное потребление лекарств.
Притопывание ногой или постукивание пальцем.
Конечно, стресс не является болезнью, которую нужно лечить, но само пребывание в стрессовом состоянии довольно дискомфортно, от него хочется избавиться. Во время экзаменов стресс дезорганизует деятельность, понижается самооценка, появляется чувство неуверенности в себе. Естественно, это не способствует успешной сдаче экзаменов. Поэтому важно уметь управлять стрессом, предотвращать и преодолевать его.
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
- Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал ребенку готовиться к экзамену.
- Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
- Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
- Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.
- Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.
- Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д., стимулируют работу головного мозга.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.
- Не критикуйте ребенка во время экзамена.
- Помните: главное - снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.
4. Анализ «Стресс-теста» с обучающимися.
Классный руководитель анализирует проведенный накануне «Стресс-тест» с обучающимися и знакомит с их результатами родителей. Учащимся накануне собрания предлагается прочитать включенные в тест утверждения и выразить степень своего согласия с ними.
5. Практическая работа.
Родители в группах обсуждают памятку, затем комментируют рекомендации, приводят примеры из жизни, которые подтверждают или опровергают рекомендации, выдвигают свои предложения.
Памятка для родителей
Экзамен - сложное испытание и требует мобилизации сил и напряженной умственной работы от выпускника школы.
• Подчеркивая важность этого события в жизни Вашего сына/ дочери, ответственность этого момента, старайтесь не нагнетать слишком сильное напряжение - чрезмерная тревога, как и чрезмерная расслабленность, препятствуют эффективной подготовке.
• Выпускнику необходимо чувствовать Вашу поддержку, а не давление.
• Выражайте уверенность в его способности справиться с этим испытанием.
• Обратите внимание и на свои чувства, связанные с экзаменом. Если Вы испытываете страх, боитесь, что Ваш ребенок не сдаст экзамен, эту тревогу может чувствовать и он, что уменьшит его уверенность в своих силах. Напротив, Ваша уверенность и убежденность в его способностях будут ему помогать.
• Для уменьшения тревоги Вам необходимо получить всю необходимую информацию об экзаменах в своем образовательном учреждении. Вы можете также поговорить с классным руководителем - он владеет необходимой информацией.
• Сохраняйте теплые и доверительные отношения с ребенком в этот непростой период. Пусть он чувствует Вашу заботу и внимание, но не чрезмерную опеку и контроль.
6. Решение родительского собрания.
1. Сделать все возможное для создания благоприятной обстановки в период подготовки учащихся к экзаменам.
2. Обеспечить должный контроль за выполнением режима дня и режима питания.
3. Следовать рекомендациям, изложенным в памятке.
4. Верить в силы детей, самим не поддаваться волнениям и панике.
Причины и мотивы суицидального настроения у детей
Самоубийство – осознанное добровольное самостоятельное лишение себя жизни (с целью ухода от проблемы, при этом сама смерть не является целью)
Суицидальное поведение – непрерывный динамический этапный процесс, развивающийся в результате наличия предрасположенности к суицидальному поведению и воздействия стрессов, запускающих его формирование. Включает в себя суицидальные мысли, планирование самоубийства, попытки и сам суицид.
Причины суицидального поведения детей и подростков:
Нарушение детско-родительских взаимоотношений
Конфликты с друзьями или педагогами
Страх не оправдать ожидание взрослых
Неразделенная любовь
Бесконтрольное использование интернет-ресурсов
Самоубийство фанатов, после смерти кумира
Страх перед будущим, одиночество
Основные мотивы суицидального поведения у детей
Обида
Страх позора. Насмешек или унижения
Любовные неудачи, беременность, сексуальные эксцессы
Чувство мести, угрозы, вымогательства
Желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие
Страх наказания
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
Ребенок может прямо говорить о суициде, может рассуждать о бессмысленности жизни, что без него в этом мире будет лучше. Должны насторожить фразы типа «все надоело», «ненавижу всех и себя», «пора положить всему конец», «когда все это закончится», «так жить невозможно», вопросы «а что бы ты делал, если бы меня не стало?», врагами, раздарить свои вещи, особенно с упоминанием о том, что они ему больше не понадобятся.
Если вы заметили у ребенка суицидальные наклонности, постарайтесь поговорить с ним по душам. Чаще всего ребенку достаточно просто выговориться, снять накопившееся напряжение, и его желание уйти из жизни снижается.
Если Вы слышите |
Обязательно скажите |
Запрещено говорить |
«Ненавижу всех!» |
«Чувствую, что что-то происходит. Давай поговорим об этом» |
«Когда я был в твоем возрасте…да ты просто несешь чушь!» |
«Все безнадежно и бессмысленно» |
«Понимаю, что ты подавлен. Иногда мы все так чувствуем себя. Давай обсудим, какие у нас проблемы, как их можно разрешить» |
«Подумай о тех, кому хуже, чем тебе» |
«Всем было бы лучше без меня» |
«Ты много значишь для меня, для нас. Меня беспокоит твое настроение. Поговорим об этом» |
«Не говори глупости! Поговорим о другом» |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, что ты чувствуешь. Я действительно хочу тебя понять» |
«Где уж мне тебя понять!» |
«Я совершил ужасный поступок» |
«Я чувствую, что ты ощущаешь вину. Давай поговорим об этом» |
«И что ты теперь хочешь? Выкладывай немедленно!» |
«У меня никогда ничего не получается» |
«Ты сейчас ощущаешь недостаток сил. Давай обсудим, как это изменить» |
«Не получается – значит, не старался!» |
ПОМНИТЕ:
СПАСТИ РЕБЕНКА от ОДИНОЧЕСТВА
МОЖНО ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ!
Рекомендации родителям по предотвращению и профилактике суицидального поведения:
Проблемы в семье - главная социально-психологическая причина суицидов. Дети, совершающие самоубийство, как правило, из неблагополучных семей, в которых часто происходят конфликты между родителями, между родителями и детьми с применением насилия.
Признаки депрессивных реакций у подростков:
1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
5. Вялость, хроническая усталость.
6. Грустное настроение или повышенная раздражительность. Идеи собственной малоценности, никчемности.
7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление психоактивных веществ.
Если кризисная ситуация вызывает у ребёнка сильные переживания, он может задуматься о причинении себе вреда как способе решения проблемы (даже если раньше говорил, что самоубийство могут совершить только дураки). Суицидальное поведение подростков может иметь неожиданный, импульсивный характер, а может развиваться постепенно.
С целью профилактики суицидов родителям необходимо:
1. Ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка.
2. Анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию.
3. Учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: «Что будет, если...».
4. Воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.
5. Не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии.
6. Не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
7. Обсудить с ним работу служб, которые могут оказать помощь в ситуации, сопряженной с риском для жизни; записать соответствующие номера телефонов.
8. Записать свои рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым родители сами доверяют.
В случае нахождения ребенка в кризисном состоянии:
1. Крепко прижмите ребенка к себе. Именно близость к родителям дает ребенку уверенность в том, что все хорошо.
2. Попросите ребёнка рассказать о том, что произошло. Следует обратить внимание не только на то, что он рассказывает, а как он это делает, то есть на его жесты и эмоции. Чем подробнее ребенок расскажет о происшедшем, «выпуская пар своих эмоций», тем быстрее он успокоится. Доверие ребенка к родителям создает предпосылки для будущих бесед о его неприятностях и психических травмах.
3. Выслушав ребёнка, ободрите и успокойте его. Спокойным и нежным голосом следует произнести слова утешения, ободрения и поддержки. «Все будет хорошо, дорогой. Мама любит тебя. Все образуется. Мы вместе все решим».
4. Покажите вашему ребенку, что его благополучие всегда стоит для вас на первом месте. В кризисной ситуации ребенку крайне нужна защита и помощь ему в преодолении душевного кризиса, где бы он ни возник - дома или вне дома.
5. Принимайте решительные меры по предупреждению дальнейших несправедливых поступков по отношению к вашему ребенку. Если кто-либо обидел вашего ребенка, следует принять все необходимые меры, чтобы такое больше никогда не повторилось.
6. Помогите ребенку преодолеть последствия обид и несправедливости. Родителям следует учить ребенка умению прощать.
7. Если вы почувствовали желание ребенка совершить суицид, обязательно обратитесь за помощью к специалистам. Проконсультируйтесь с психологом о возможной помощи. Иногда единственной альтернативой помощи суициденту, если ситуация оказывается безнадежной, становится госпитализация в психиатрическую больницу.
8. При попытке суицида необходимо немедленно вызвать «скорую» медицинскую помощь, а тем временем постараться взять себя в руки и не паниковать. Это происшествие должно всерьез заставить родителей задуматься об их отношениях с детьми, между собой и психологической обстановке в семье в целом. Если ребенок доведён до такого состояния, что он решил «уйти в мир иной», значит, есть на это очень серьезные причины.
ВСЕГДА ПОМНИТЕ! Для ваших детей нет никого ближе и роднее, чем вы...
С 20 по 24 ноября 2023 г. МБОУ Глубочанской СОШ № 8 проводилась традиционная неделя психологии.
Занятия были разделены на несколько блоков.
Блок 1. Развитие у обучающихся переживания ценности человеческой жизни, собственной и другого человека, освоение и укрепление нравственных ценностей.
Занятие игровое «Каждый ценен» для обучающихся 1-4 классов.
План мероприятий по проведению недели психологии в 2023.г.
Приказ о проведении недели психологии
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся и их родителей,
для которых русский язык не является родным.
В настоящее время в России постоянно проживают люди более 150 национальностей, а по некоторым данным даже до 200 национальностей, не считая единичных представителей всех народов мира. Русский язык выступает в роли языка - посредника при общении людей разных национальностей независимо от их гражданства.
Поэтому специфика нашей школы заключает в себе необходимость организации позитивной социализации учеников, для которых русский язык не является родным. Проблема коррекционного обучения, воспитание и социализация детей, овладевающих русским языком как вторым, в нашем регионе становится всё более актуальной в связи с расширением межнациональных культурных контактов между народами, населяющими наш район.
При работе с такими детьми, особенно в начальной школе, следует учитывать множество ключевых моментов. К таким моментам можно отнести социальную, религиозную и психологическую адаптацию, а так же попадание ребенка в новую, зачастую незнакомую, языковую среду. Именно при появлении в жизни ребенка нового языкового пространства, возникают дети билингвы, возникает искусственный (приобретенный) билингвизм.Билингвизм — это способность употреблять для общения две языковые системы. Ребёнок, не задумываясь, переходит с одной из них на другую, не путая при этом грамматические шаблоны и фонетику.
Дети, для которых русский язык не родной, оказываются в классах с русскими детьми, которые с рождения говорят по-русски. Им приходиться учиться по тем же пособиям, что и дети носители языка, и предъявляться к таким учащимся будут те же требования, что и к русским детям. Никакого внимания не придается тому факту, что необходимо учесть моменты усвоения русской речи не русскими детьми. Для этой категории учеников становится сложно выполнять требования, которые предъявляются к детям носителям русского языка, что приводит к ряду проблем: отставание в учебе, сложность восприятия материала, как результат возникает замкнутость и психологический дискомфорт. При этом трудности испытывают не только учащиеся, но и учителя, не готовые работать с подобными детьми, не владеющие методикой преподавания русского языка для этих детей.
В билингвизме существует ряд общих психолого-педагогических особенностей, характеризующих детей с неродным русским языком. Это, прежде всего, личностные нарушения - трудности вербальной коммуникации, речевой и поведенческий негативизм, что усложняет структуру нарушений и ведет к нарушению социальной адаптации. Дети с неродным русским языком сталкиваются с большими трудностями при формировании связной речи, особенно ее монологической формой. Высказывания детей отличаются отсутствием четкости, последовательности, фрагментарностью, отрывочностью.
Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.
Основные направления работы по психолого-педагогическому сопровождению детей, для которых русский язык не является родным:
- Профилактика– это одно из основных направлений деятельности, которое позволяет предупредить возникновение тех или иных проблем.
- Диагностика(индивидуальная, групповая). Учитывая возрастные особенности, а так же цели и задачи психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в ОУ можно выделить основные направления, которые необходимо сопровождать, а значит, и диагностировать их: отслеживая норму развития ребенка, и зная кризисные периоды и новообразования разных возрастных этапов, можно выделить проблемные зоны.
- Консультирование (индивидуальное, групповое), осуществляется, как правило, по заявленным проблемам, как с педагогами, так и с родителями.
- Коррекционная работа (индивидуальная, групповая).
Специалист ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. При этом развивающая работа выступает не просто тренингом определенной способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе.
- Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.
- Экспертиза(образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Последовательность работы по сопровождению ребенка представляет собой следующий алгоритм:
- Постановка проблем. Начинается с поступления запроса, осознания сути проблемы, разработки плана сбора информации о ребёнке и проведения диагностического исследования.
- Анализ полученной информации. Оценка и обсуждение со всеми заинтересованными лицами возможных путей и способов решения проблемы, обсуждение позитивных и негативных сторон разных решений.
- Разработка плана комплексной помощи. Определение последовательности действий, распределение функций и обязанностей сторон, сроков реализации: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов. Консультирование всех участников сопровождения о путях и способах решения проблем ребенка.
- Реализация плана по решению проблемы. Выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
- Осмысление и оценка результатов деятельности по сопровождению. Предполагает ответы на вопросы: Что удалось?Что не удалось? Почему? Решение отдельной проблемы или проведение дальнейшего анализа развития ребенка. Ответ на вопрос: Что делать дальше?
Билингвизм нередко становится причиной возникновения специфического рода речевых ошибок, обусловленных как особенностями взаимодействия речевых систем, так и нарушениями речевого и психического развития ребёнка. Фактор билингвизма для детей с речевой патологией является отягощающим, что сказывается на развитии речевой, познавательной сферы; препятствует социальной адаптации ребёнка.
Организация коррекционной работы с двуязычными детьми, их воспитание и социализация требуют более широкого подхода в выборе форм и методов работы.
Коррекционная работа должна проходить в условиях организованного комплексного воздействия коррекционного и педагогического) с учётом продуктивности интегративного подхода к построению её содержания.
Организуя образовательный процесс необходимо помнить об уникальности каждого периода развития ребенка, в которые формируется физическое и психическое здоровье, осуществляется развитие личности.